21 - 07 - 2018

Облако меток
Проекты
Мемориальная доска в честь трудового подвига наших земляков военного времени...
Фонд «Эшелон» готовит благотворительный концерт с участием пианиста Валерия Кулешова Нынешний осенний музыкальный...
Указ о награждении

Указ

 Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1985 года

 “За мужество и стойкость, проявленные трудящимися Калининской области в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, за заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-Морского флота в годы Великой Отечественной войны и за достигнутые успехи в восстановлении и развитии народного хозяйства, станция Бологое-Московское награждается орденом Отечественной войны I степени".

 

Мартынов Владимир Фёдорович

Мартыновское участие в великих событиях великой страны

работа Мартынова Владимира Федоровича, директора Бологовского технического училища № 7 Номинация «Из семейного архива»

Мне не снится война. Я о ней знаю только из книг, фильмов и воспоминаний моих родных. Мой дед, отец и его братья – это правда об истории железной дороги. Это наше Мартыновское участие в великих событиях великой страны.

Видно, так судьбой было загадано, что вся наша фамильная династия связана с железнодорожным транспортом. Мой дед по отцу Мартынов Виктор Петрович, 1886 года рождения, был слесарем по ремонту паровозов, работал и кочегаром. Но, видно, очень хотелось ему смотреть на магистральные дали вперёд, чтобы быть «у руля». И мечту свою он все-таки воплотил в жизнь. Он стал сначала помощником, а затем и машинистом.

Пока дед воплощал в реальность свою мечту, у него подрастали сыновья. Они очень любили и уважали своего отца, а главное – хотели быть похожими на него. Вот потому четверо из них и поступили в Бологовское железнодорожное училище. Петр, Федор и Борис тоже стали машинистами, а у Алексея трудовая биография сложилась в автоматном цехе нашего бологовского локомотивного депо.

Как же быстротечно время! Уже давно нет в живых моего отца и его братьев, но, когда я захожу в музей нашего училища №7, который является моим детищем вот уже почти 40 лет, всегда волнующе бьется сердце, появляется щемящая, но светлая грусть. Как живой, говорит со мной мой отец, Федор Викторович Мартынов в своих воспоминаниях об училище, которое он возглавлял в страшные и грозные военные годы.

…И вот я снова с волнением перелистываю выцветшие от времени страницы отцовских воспоминаний, в которых он спокойно, порой даже скучно и бесстрастно рассказывает о себе, о войне, об вверенном ему училище.

…Когда фашисты усилено, бомбили город и железные дороги, в училище прекратились теоретические занятия. Ребята проходили лишь практику в вагонном и паровозном депо. Но вскоре и здесь обстановка стала настолько опасной, что учащихся пришлось эвакуировать. Училище было вывезено в лесное местечко возле реки Дорогань, от Бологое в сторону Березайки.
Жили в палатках. Питание было организованно так: завтрак и ужин выдавался сухим пайком, а обед привозили в термосах с фабрики-кухни из города на лошади.

Бологое находилось в фашистском полукольце. Связь с «Большой землей» осуществлялась только через Бежецк. 1 сентября 1941 года училище было эвакуировано в город Барабинск Новосибирской области. Часть преподавателей училища и других работников ушли на фронт, часть осталась в городе для о партизанской работы на случай, если фашисты оккупируют город.

Ни мой отец, ни работники железнодорожного училища тогда не думали ни о близкой смерти, которая ежедневно ходила рядом с каждым из них, ни тем более – о подвигах и о славе. У них была одна цель – вернуть Бологовскому узлу кузницу железнодорожных кадров.

Поэтому как неукоснительный приказ восприняли Ф.В.Мартынов и Н.П.Никитин предложение Бологовского райкома партии снова организовать работу училища в декабре 1941 года после разгрома немецко-фашистских войск под Москвой и освобождения г. Калинин 16 декабря.

Вот что пишет отец о том времени:

«...Оборудование собирали, где только могли Тиски искали в паровозном и вагонном депо и даже в металлоломе. Столярные верстаки выпросили в Ригодищенской и 11-й школе, электродинамо привезли из Бологое-2, из зоотехникума. Вражеские налеты доставляли много хлопот. Почти ежедневно вылетали в здании училища оконные рамы. Стекол для замены не было, закрывали окна деревянными щитами со стеклами от прожекторов. Помимо учёбы наши учащиеся работали на расчистке аэродрома в Хотилове от снежных заносов, а ещё одновременно помогали железнодорожному транспорту восстанавливать разрушенные бомбежкой пути и очищать их от снега...»

Дети войны. Это действительно, особое, стальное поколение. Мальчики и девочки, юноши и девушки узнали, что такое боль, страх, голод и холод. Чтобы ребята не падали в голодные обмороки от голода, руководство училища вместе с преподавательским составом приняли решение о заведении подсобного хозяйства. На станции Поплавинец 7 гектаров земли им нужно было обработать вместе с учащимися, чтобы получить овощи и корнеплоды. Для «витаминов» собирали щавель и крапиву, а ещё помогали собирать урожай совхозу.

Казалось бы, жизнь налаживается. В январе 1943 года контингент училища вырос до 350 человек. Ребята приступили к выполнению военного заказа – изготовлению деталей понтонных мостов для Волховского и Ленинградского фронтов. Училищные кузнецы и слесаря работали в две смены, чтобы приблизить долгожданную победу...

Но подлая и жестокая война делала свое смертоносное дело. С 13 марта все работы в училище были прерваны: начались ежедневные массированные бомбежки нашего города по 10-12 часов в сутки. За 10 дней ада поседели головы молодых ещё бологовцев, на десяток лет повзрослели юноши...

В училище каждую ночь в это время дежурили 12 учащихся и мастер. Беда грянула в ночь с 18 на 19 марта 1943 года.

Прямым попаданием бомбы весом в 2 тонны училище было разрушено. Погиб спасший ребят, отправив их на берег озера, мастер производственного обучения Дмитрий Александрович Михайлов. Но уже на другой день, украдкой смахивая с глаз слезы, учащиеся и их наставники, ставшие одной семьей, сплоченной горем и трудностями, приняли решение о восстановлении здании училища собственными силами и начали разбирать завалы разрушенного учебного корпуса и мастерских.

Перед каждым стояла конкретная задача: очистить, сложить в клетку, поднести к месту кладки 100 кирпичей.

В апреле 1943 года начали расти на месте прежних новые 2-этажные мастерские, и к 1 сентября их ввели в строй.

Вот я думаю: такие высокие понятия, как «счастье», «подвиг», «память» – они очень объединяющие и многогранные. Бывает, «примеряю» их на свою жизнь и биографию, которая сложилась, как говорится по традиции, «от отца к сыну», и также, как у нашей семьи на всех этапах, они связаны с железнодорожным транспортом. Счастлив ли был мой отец? Думаю, по большому счету – да! Он вместе со страной, на конкретном, вверенном ему участке трудовой деятельности победил врага и выстоял, сохранил и возродил училище! Счастлив ли я? Тоже по большому счету – да! Хотя бы потому, что мне не сниться война. Я знаю о ней только из истории страны, города, училища. А ещё отец передал мне большое дело – готовить кадры для железнодорожных магистралей.

Применимо ли к нашей фамильной династии понятие «подвиг»? Думаю, к старшему поколению – да! Пример тому – военная биография моего отца и дяди, Петра Викторовича Мартынова, который работал машинистом, водил поезда в самое страшное для города и железной дороги время и погиб под последней бомбежкой Бологовского железнодорожного узла 19 февраля 1944 года.

А вот память... Это – святое для всех нас, сегодня живущих. Когда в сентябре вновь поступившие учащиеся приходят в профессиональное училище №7, все мастера и классные руководители обязательно приводят их в училищный музей, чтобы с первых дней сегодняшняя молодежь могла прикоснуться сердцем к истории, памяти, подвигу…

....А наша Мартыновская династия обретает новую поросль. Сегодня водит локомотивы по стальным магистралям мой двоюродный брат, сын Бориса Викторовича, Александр. И пусть никогда больше не рвутся снаряды, и не корёжит война рельсы на его пути. Пусть будет – всегда – ему зеленая улица…

foto 001.jpg
Последние новости
Мама всегда плакала, когда слышала эту песню. Скудные обрывки ее...
Бологовский железнодорожный узел бомбили точно по расписанию: вражеские самолеты с...
9 июня 1931 года по Октябрьской железной дороге между Москвой...
Конкурсы
13 июля 2013 года вышел в свет первый выпуск открыток...
В номинации "Железнодорожная родословная": 1 место: Инна Колоцей, 11 класс средней школы...
 Благофонд «Эшелон» объявляет о проекте «Железнодорожная родословная» На первом этапе - это сбор старых...

Учредитель благотворительного фонда бологовских железнодорожников «Эшелон» − Маргарита Сивакова. 

Родилась в Ленинграде. Позднее, когда отец был направлен работать в Бологовское отделение Октябрьской железной дороги и семья переехала на место жительства в Бологое, училась в 12-й средней школе .

Окончила факультет журналистики Ленинградского государственного университета. Работала в Смоленске, в редакции областной молодежной газеты «Смена». С осени 1985 года после переезда в Тверь (Калинин) пришла в «Тверскую жизнь» (тогда еще «Калининскую правду»).

- Во мне живет уверенность, что будет ли публикация в газете скучной или интересной зависит не от темы, а от журналиста, точно также как от человека зависит, будет ли его жизнь тоскливой или радостной и насыщенной. Вот в таком состоянии духа я нахожусь и рада единомышленникам, команда которых, уверена, многочисленна.

Добровольческий совет благофонда «Эшелон»:
председатель:
МАРТЫНОВ Владимир Федорович
члены совета:
ГАВРИЛОВ Валентин Васильевич, глава города Бологое
НЕЧАЕВА Жанна Анатольевна, директор ПУ-7,
САУРЕНКО Елена Анатольевна, редактор газеты «Перекресток всех дорог»
СИВАКОВА Маргарита Михайловна, директор благофонда «Эшелон»
СУДАКОВА Ирина Александровна, директор Бологовского музея им. Н.И.Дубравицкого
СУЦКОВ Николай Алексеевич, председатель профкома Бологовского железнодорожного региона
Члены Попечительского совета фонда:
Татьяна Иванченко - журналист газеты "Тверская Жизнь"
Алексей Яковлевич Нестеров - председатель Бологовского районного совета ветеранов войны и труда
Борис Федоров - заслуженный художник России, академик Российской академии художеств
            Добровольческая команда благофонда "Эшелон" успешно разрастается. Мы все в нашем "Эшелоне" проводники памяти, памяти между поколениями. С благодарностью называю имена Валентина Гаврилова, Николая Калинина, Бориса Павловича Трофимова и Игоря Хвощевского (ТЧ-4), Владимира Волкова,  Вадима Сауренко, Владимира Мартынова, Владимира Одинцова, Андрея Гурьева и Тамары Андреевой ("Гудок"), Ольги Комлевой, Ирины Степановой, Галины Федоровой, Владимира Владимировича Смирнова, Андрея Суязова, Юлии Паутовой, Анны Ивановой и Евгении Егоровой, Дмитрия Фесенко, Павла Яковлева, Виолетты Мининой, Натальи Чарухчевой, Николая Суцкова.
Расчетный счет благофонда «Эшелон» открыт в филиале «ОРБИТА» ОАО КБ «Торжокуниверсалбанк».
Собранные средства и пожертвования пойдут по целевому назначению на возведение в Бологое монумента героям-железнодорожникам, мужественно и доблестно трудившимся на Бологовском узле в годы Великой Отечественной войны.
№  расчетного счета благофонда «Эшелон» – 40703810000550003183 
Реквизиты банка:
адрес: 170005. г. Тверь, ул. Мусоргского,12.
ОГРН 1026900000170
ИНН 6915001057
КПП 695202001
БИК 042809903
к/с 30101810900000000903
ОКПО 50343461
Пожертвования направлять с пометкой: «На возведение монумента героям-железнодорожникам»
Мы благодарны за любую посильную помощь и поддержку.