14 - 12 - 2017

Облако меток
Проекты
Мемориальная доска в честь трудового подвига наших земляков военного времени...
Фонд «Эшелон» готовит благотворительный концерт с участием пианиста Валерия Кулешова Нынешний осенний музыкальный...
Указ о награждении

Указ

 Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1985 года

 “За мужество и стойкость, проявленные трудящимися Калининской области в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, за заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-Морского флота в годы Великой Отечественной войны и за достигнутые успехи в восстановлении и развитии народного хозяйства, станция Бологое-Московское награждается орденом Отечественной войны I степени".

 

Павлова Ирина Михайловна

«Веди, Маня, паровоз, ведь ты же умеешь»

работа Павловой Ирины Михайловны, преподавателя средней школы №1 города Бологое, номинация «Из семейного архива»

Когда я узнала о конкурсе «Эшелон памяти», мне захотелось рассказать о событиях военных лет, воспроизводя их по воспоминаниям моей бабушки. 
В моей семье почти все железнодорожники: бабушка и дедушка работали путейцами; мама, папа и сестра трудятся в настоящее время на Октябрьской железной дороге. Бабушка, Яковлева Мария Дмитриевна, во время войны восстанавливала

разрушенные железнодорожные пути. Их восстановительные вагоны дошли до Берлина. Мария Дмитриевна – участник Великой Отечественной войны, награждена многими медалями, удостоена звания «Почетный железнодорожник». Родная сестра другой бабушки, Минаева Мария Ивановна, всю жизнь посвятила железной дороге. Сорок восемь с лишним лет трудилась там, куда звало ее сердце. А началось все, когда Марии было всего шестнадцать лет…

Война пришла в Бологое в июле. Самолеты летели темной сворой, и в летнем небе зловеще отсвечивали на их боках черные пауки крестов. Люди, словно загипнотизированные этим жутким зрелищем, следили за самолетами. И только когда жалобно ухнула земля от первого взрыва, побежали… 

Шестнадцатилетняя Мария ничего не понимала в этой прорве пожарищ и беды. Одно знала: рядом с ней сестры, соседские мальчишки, которые с надеждой и немым вопросом смотрели на нее, и нельзя было даже заголосить вслух от отчаяния и страха, чтобы не испугать их еще больше.

Потом началась мобилизация. В городе остались старики, женщины и подростки. Начальник Медведевского паровозного депо Калининской железной дороги набирал штат рабочих. Мария прошла ускоренное обучение, инструктаж и стала кочегаром. Очень нелегко ей приходилось. Свой паек несла домой (семья-то большая!). Там делили все поровну. Чувство голода не покидало никогда.

Работала до изнеможения, от усталости слипались глаза. Однажды зимой заправляла тендер водой, да тут же и заснула, руки, лицо примерзли к железу.

Но усталость, голод и даже боль уходят на второй план, когда ежедневно находишься на шаг от смертельной опасности.

Вместе со своей паровозной бригадой она водила воинские эшелоны с людьми и техникой на передовую. Поезда шли на Старую Руссу, Великие Луки. Эшелоны часто бомбили. Однажды Марии самой пришлось выводить состав из-под бомбежки.

Сборный эшелон с ранеными и техникой возвращался тогда из Великих Лук. Едва поезд замедлил ход на станции Андреаполь, как прибежал дежурный, приказал: «Отгоняйте состав, сейчас будет налет». Его слова потонули в мощном реве самолетов. Первая бомба разорвалась рядом с паровозом. Машиниста Леонида Симакова сразу ранило. Он приказал Марии вести паровоз. Так и сказал: «Веди, Маня, паровоз, ведь ты же умеешь». Затем потерял сознание. Марии ничего не оставалось делать, как повернуть рычаг реверса и тронуться в опасный путь. Вытирая пот со лба, она как молитву повторяла: «Веди, Маня, веди». А ведь ей всего было шестнадцать лет. Девчонка и управляла паровозом, и одновременно подбрасывала в топку дрова. Так довела эшелон до станции Охват. Тут ей на помощь пришла другая паровозная бригада, и состав благополучно возвратился в Медведево.

Однажды Мария серьезно повредила руку и не смогла выйти в свою смену. Вместо нее вышел молоденький паренек, тоже кочегар, который только что приехал, отработав свою смену. Конечно, рабочий день был ненормированным, но короткий отдых полагался. И вот этот мальчик, совсем уставший от предыдущей поездки, принял пост и поехал с военным эшелоном. Но поезду не суждено было дойти до места назначения в срок. Налетели самолеты, началась бомбежка. Прямое попадание в паровоз – и никого не осталось в живых. Мария Ивановна на протяжении всей жизни тяготилась этим, считала себя виноватой в смерти того мальчика, так как он вышел в смену за нее, и она должна была быть на его месте…

Минаева Мария Ивановна всю войну проработала кочегаром. Ездила с разными машинистами. Среди них и с легендарной Софией Иосифовной Шваренко, одной из трех знаменитых женщин – машинистов паровозов, которые водили военные эшелоны к линии фронта. В 1944 году Мария Ивановна окончила курсы помощника машиниста в Дорожной технической школе станции Медведево. До конца войны работала в новой должности.

С паровозом Мария Ивановна Минаева не рассталась и после войны: скучала по нему, как по живому, близкому человеку. Сначала продолжала работать на железной дороге по своей специальности, а с 1950 года стала проводником пассажирских вагонов. 

Минаева Мария Ивановна удостоена звания «Почетный железнодорожник», награждена медалями.


Мусатова (Минаева) Мария Ивановна
12.10.1925г. – 16.09.2006г.

foto 001.jpg
Последние новости
Мама всегда плакала, когда слышала эту песню. Скудные обрывки ее...
Бологовский железнодорожный узел бомбили точно по расписанию: вражеские самолеты с...
9 июня 1931 года по Октябрьской железной дороге между Москвой...
Конкурсы
13 июля 2013 года вышел в свет первый выпуск открыток...
В номинации "Железнодорожная родословная": 1 место: Инна Колоцей, 11 класс средней школы...
 Благофонд «Эшелон» объявляет о проекте «Железнодорожная родословная» На первом этапе - это сбор старых...

Учредитель благотворительного фонда бологовских железнодорожников «Эшелон» − Маргарита Сивакова. 

Родилась в Ленинграде. Позднее, когда отец был направлен работать в Бологовское отделение Октябрьской железной дороги и семья переехала на место жительства в Бологое, училась в 12-й средней школе .

Окончила факультет журналистики Ленинградского государственного университета. Работала в Смоленске, в редакции областной молодежной газеты «Смена». С осени 1985 года после переезда в Тверь (Калинин) пришла в «Тверскую жизнь» (тогда еще «Калининскую правду»).

- Во мне живет уверенность, что будет ли публикация в газете скучной или интересной зависит не от темы, а от журналиста, точно также как от человека зависит, будет ли его жизнь тоскливой или радостной и насыщенной. Вот в таком состоянии духа я нахожусь и рада единомышленникам, команда которых, уверена, многочисленна.

Добровольческий совет благофонда «Эшелон»:
председатель:
МАРТЫНОВ Владимир Федорович
члены совета:
ГАВРИЛОВ Валентин Васильевич, глава города Бологое
НЕЧАЕВА Жанна Анатольевна, директор ПУ-7,
САУРЕНКО Елена Анатольевна, редактор газеты «Перекресток всех дорог»
СИВАКОВА Маргарита Михайловна, директор благофонда «Эшелон»
СУДАКОВА Ирина Александровна, директор Бологовского музея им. Н.И.Дубравицкого
СУЦКОВ Николай Алексеевич, председатель профкома Бологовского железнодорожного региона
Члены Попечительского совета фонда:
Татьяна Иванченко - журналист газеты "Тверская Жизнь"
Алексей Яковлевич Нестеров - председатель Бологовского районного совета ветеранов войны и труда
Борис Федоров - заслуженный художник России, академик Российской академии художеств
            Добровольческая команда благофонда "Эшелон" успешно разрастается. Мы все в нашем "Эшелоне" проводники памяти, памяти между поколениями. С благодарностью называю имена Валентина Гаврилова, Николая Калинина, Бориса Павловича Трофимова и Игоря Хвощевского (ТЧ-4), Владимира Волкова,  Вадима Сауренко, Владимира Мартынова, Владимира Одинцова, Андрея Гурьева и Тамары Андреевой ("Гудок"), Ольги Комлевой, Ирины Степановой, Галины Федоровой, Владимира Владимировича Смирнова, Андрея Суязова, Юлии Паутовой, Анны Ивановой и Евгении Егоровой, Дмитрия Фесенко, Павла Яковлева, Виолетты Мининой, Натальи Чарухчевой, Николая Суцкова.
Расчетный счет благофонда «Эшелон» открыт в филиале «ОРБИТА» ОАО КБ «Торжокуниверсалбанк».
Собранные средства и пожертвования пойдут по целевому назначению на возведение в Бологое монумента героям-железнодорожникам, мужественно и доблестно трудившимся на Бологовском узле в годы Великой Отечественной войны.
№  расчетного счета благофонда «Эшелон» – 40703810000550003183 
Реквизиты банка:
адрес: 170005. г. Тверь, ул. Мусоргского,12.
ОГРН 1026900000170
ИНН 6915001057
КПП 695202001
БИК 042809903
к/с 30101810900000000903
ОКПО 50343461
Пожертвования направлять с пометкой: «На возведение монумента героям-железнодорожникам»
Мы благодарны за любую посильную помощь и поддержку.