14 - 12 - 2017

Облако меток
Проекты
Мемориальная доска в честь трудового подвига наших земляков военного времени...
Фонд «Эшелон» готовит благотворительный концерт с участием пианиста Валерия Кулешова Нынешний осенний музыкальный...
Указ о награждении

Указ

 Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1985 года

 “За мужество и стойкость, проявленные трудящимися Калининской области в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, за заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-Морского флота в годы Великой Отечественной войны и за достигнутые успехи в восстановлении и развитии народного хозяйства, станция Бологое-Московское награждается орденом Отечественной войны I степени".

 

Широкова Ольга

Фотография из семейного альбома

работа Ольги Широковой, ученицы 11 класса средней школы №10 города Бологое, номинация «Из семейного архива»

Ещё совсем маленькой девочкой я очень любила рассматривать красивые цветные фотографии в семейном альбоме. С радостью узнавала на них своих родных: «Это мама, это папа, а это мой старший братик...». А позднее моё внимание стали привлекать черно-белые снимки.

Люди на тех фотографиях были мне совсем незнакомы, но удивительным образом притягивали к себе.

Особенно мне нравилась фотография, на которой был изображен мужчина с огромным букетом цветов в окружении празднично одетых детей. Сняты они были почему-то рядом с паровозом.

Потом и на других снимках я стала узнавать того человека. «Кто же этот дяденька? И почему его фотографии хранятся в нашем доме?», – с детским любопытством расспрашивала я маму. «Это мой дедушка, а твой прадед!», – с нескрываемой гордостью отвечала она.

Теперь я знаю, что человек с фотографий в семейном альбоме – мой прадед Иван Андреевич Васильев. И он – настоящий герой! В нашей семье все гордятся этим и бережно хранят его награды: Золотую медаль Героя Социалистического Труда, два ордена Ленина, орден Трудового Красного знамени, медали «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Из рассказов бабушки, дяди, мамы я многое узнала о героической жизни и судьбе своего прадеда. Вся жизнь Ивана Андреевича Васильева была связана с бологовской землей и железной дорогой. И прадед его, и дед, и отец трудились на «железке». С детских лет Ваня Васильев уже знал, что когда подрастет, тоже будет мерить путь от деревни Малиново Бологовского района до станции Алёшино. Сколько лежали там рельсы да шпалы, столько и ходили туда на работу Васильевы. Только не хотел мальчишка, как его отец, проверять и смазывать стрелки. Мечтал он лететь по рельсам на паровозе, пугать всех гудками и в окошко поглядывать.

Не сразу сбылась мечта Ивана. Семья Васильевых была большая, полна изба маленьких детей, а кормилец один – отец. Пришлось Ванюше впрягаться в дело, помогать старшим. Был он и пильщиком дров, и путевым рабочим, и слесарем. Уже тогда, в самом начале трудовой биографии, люди с уважением относились к работящему, смышленому, дотошному сероглазому пареньку.

Никогда, ни при каких обстоятельствах Иван не забывал о своей мечте. Остановится поезд на разъезде – Ваня тут как тут. Можно потрогать колеса, послушать, как шипит и дышит паром паровоз. Это были счастливые минуты.

Шли годы. В 1930-м мятежное время забросило комсомольца Ивана Васильева в Забайкалье и на Дальний Восток, где свирепствовала банда Семенова. Бандиты нападали на железнодорожные станции, пускали под откос поезда. Два года чинил он в Читинском депо исковерканные паровозы.

Трудная, но полезная школа была у Ивана. В то время открылся его удивительный талант: лишь взглянув на паровоз, он мог безошибочно определить его неисправность. За этот талант уважали старые машинисты молодого слесаря и всегда обращались к нему с просьбой: «Погляди-ка мой паровоз, Ванюша».

А Ванюша так и не расстался со своей мечтой сесть в его будку за главного. Вернулся в родные края. Сначала стал помощником машиниста, потом окончил школу машинистов. И вот первый самостоятельный рейс Бологое − Малая Вишера. Так началась у Ивана Андреевича жизнь на колесах.

Хорошим машинистом стал Васильев. Заслужил уважение и почет. Добрая слава о локомотивной бригаде машиниста Васильева шла по всей Октябрьской железной дороге.
Налаживалась и семейная жизнь Ивана Андреевича. Жить бы, работать, растить детей. А тут такая беда... война.

День и ночь через Бологое шли воинские эшелоны с людьми, техникой, боеприпасами, продовольствием. Жестокие бомбёжки города и железнодорожного узла были почти каждый день. Редкие сутки проходили без воя сирен и разрывов бомб. Это был настоящий ад!

В марте 1943 года Герингу в Берлин докладывали, что «станций Бологое и Медведь не существует. Они стерты с лица земли». Но это была неправда. Железнодорожный узел жил и работал. Военные эшелоны шли к фронту.

Водил поезда в эти страшные годы и машинист Васильев. Не раз будка паровоза была изрешечена пулями, осколками от бомб. Но всегда его паровоз был на ходу. Сколько ни бомбили фашисты его составы, попасть не могли. Наловчился Иван Андреевич водить за нос гитлеровских стервятников.

Но однажды лётчик-фашист бросил бомбу так близко перед мчавшимся поездом, что Васильев на мгновенье подумал, что это конец. Но не дрогнула бригада, не покинула свой пост. Повезло им: остались живы, и поезд спасли.

По пятьдесят-семьдесят самолётов посылало немецкое командование бомбить Бологое. На железнодорожные пути бомбы сыпались градом. И вот запылало локомотивное депо. От пожара в любую минуту мог взорваться стоявший рядом на путях состав с боеприпасами. И в это огненное пекло, пренебрегая смертельной опасностью, помчались два паровоза. Один из них вел Иван Васильев. Бомбы взрываются совсем рядом, огонь полыхает совсем близко, а машинисты, их помощники, кочегары размотали шланги, включили насосы и мужественно вели войну с огнем. Огонь был укрощен. 

Немало поединков с ненавистным врагом выиграл бологовский машинист. Всегда в целости и сохранности в точно назначенный срок доставлял потомственный железнодорожник военные грузы под Ленинград и Ржев.

В годы войны стал Иван Андреевич коммунистом. Вместе со всем народом посчастливилось ему радоваться Победе над фашистской Германией.

Памятная стела в локомотивном депо и обелиск у здания вокзала – это дань мужеству бологовских железнодорожников в годы войны.

Наконец пришла победа. Начались новые, не менее трудные бои на трудовом фронте. Надо было приводить в порядок изрядно потрепанные за годы лихолетья паровозы, чтобы возить по железной дороге мирные грузы. И опять машинист Васильев на колесах. Опять бессонные ночи, трудные рейсы. Все, что знал и умел, Иван Андреевич спешил передать молодым железнодорожникам. Многие машинисты стали его достойными учениками.

Стал хорошим машинистом и его сын – Николай Иванович. Только водил он не паровозы, а электровозы.

С детских лет мечтал стать машинистом, да таким, каким был дед, внук Саша. Мечта Александра Николаевича Васильева сбылась. Как и для деда, локомотивное депо стало для него вторым домом.

Прошли годы, уже давно нет с нами нашего дорогого деда и прадеда – Ивана Андреевича Васильева, потомственного железнодорожника, бологовского машиниста. Но, как и прежде, Бологое – город железнодорожников. Как и прежде, бегут мимо, лишь задерживаясь у платформы, поезда, поезда, поезда... Да какие! Из окон кабин «сапсанов», мчавшихся в Москву и Петербург, молодые машинисты видят установленный на перроне вокзала станции Бологое паровоз – паровоз-герой, на котором в годы войны бологовские машинисты под непрерывными бомбежками, рискуя жизнью, водили составы на фронт.

Быть может, это паровоз моего прадеда...

foto 001.jpg
Последние новости
Мама всегда плакала, когда слышала эту песню. Скудные обрывки ее...
Бологовский железнодорожный узел бомбили точно по расписанию: вражеские самолеты с...
9 июня 1931 года по Октябрьской железной дороге между Москвой...
Конкурсы
13 июля 2013 года вышел в свет первый выпуск открыток...
В номинации "Железнодорожная родословная": 1 место: Инна Колоцей, 11 класс средней школы...
 Благофонд «Эшелон» объявляет о проекте «Железнодорожная родословная» На первом этапе - это сбор старых...

Учредитель благотворительного фонда бологовских железнодорожников «Эшелон» − Маргарита Сивакова. 

Родилась в Ленинграде. Позднее, когда отец был направлен работать в Бологовское отделение Октябрьской железной дороги и семья переехала на место жительства в Бологое, училась в 12-й средней школе .

Окончила факультет журналистики Ленинградского государственного университета. Работала в Смоленске, в редакции областной молодежной газеты «Смена». С осени 1985 года после переезда в Тверь (Калинин) пришла в «Тверскую жизнь» (тогда еще «Калининскую правду»).

- Во мне живет уверенность, что будет ли публикация в газете скучной или интересной зависит не от темы, а от журналиста, точно также как от человека зависит, будет ли его жизнь тоскливой или радостной и насыщенной. Вот в таком состоянии духа я нахожусь и рада единомышленникам, команда которых, уверена, многочисленна.

Добровольческий совет благофонда «Эшелон»:
председатель:
МАРТЫНОВ Владимир Федорович
члены совета:
ГАВРИЛОВ Валентин Васильевич, глава города Бологое
НЕЧАЕВА Жанна Анатольевна, директор ПУ-7,
САУРЕНКО Елена Анатольевна, редактор газеты «Перекресток всех дорог»
СИВАКОВА Маргарита Михайловна, директор благофонда «Эшелон»
СУДАКОВА Ирина Александровна, директор Бологовского музея им. Н.И.Дубравицкого
СУЦКОВ Николай Алексеевич, председатель профкома Бологовского железнодорожного региона
Члены Попечительского совета фонда:
Татьяна Иванченко - журналист газеты "Тверская Жизнь"
Алексей Яковлевич Нестеров - председатель Бологовского районного совета ветеранов войны и труда
Борис Федоров - заслуженный художник России, академик Российской академии художеств
            Добровольческая команда благофонда "Эшелон" успешно разрастается. Мы все в нашем "Эшелоне" проводники памяти, памяти между поколениями. С благодарностью называю имена Валентина Гаврилова, Николая Калинина, Бориса Павловича Трофимова и Игоря Хвощевского (ТЧ-4), Владимира Волкова,  Вадима Сауренко, Владимира Мартынова, Владимира Одинцова, Андрея Гурьева и Тамары Андреевой ("Гудок"), Ольги Комлевой, Ирины Степановой, Галины Федоровой, Владимира Владимировича Смирнова, Андрея Суязова, Юлии Паутовой, Анны Ивановой и Евгении Егоровой, Дмитрия Фесенко, Павла Яковлева, Виолетты Мининой, Натальи Чарухчевой, Николая Суцкова.
Расчетный счет благофонда «Эшелон» открыт в филиале «ОРБИТА» ОАО КБ «Торжокуниверсалбанк».
Собранные средства и пожертвования пойдут по целевому назначению на возведение в Бологое монумента героям-железнодорожникам, мужественно и доблестно трудившимся на Бологовском узле в годы Великой Отечественной войны.
№  расчетного счета благофонда «Эшелон» – 40703810000550003183 
Реквизиты банка:
адрес: 170005. г. Тверь, ул. Мусоргского,12.
ОГРН 1026900000170
ИНН 6915001057
КПП 695202001
БИК 042809903
к/с 30101810900000000903
ОКПО 50343461
Пожертвования направлять с пометкой: «На возведение монумента героям-железнодорожникам»
Мы благодарны за любую посильную помощь и поддержку.